Международная аббревиатура классификации судов и её расшифровка


General Cargo (GCD)

В отечественной терминологии – сухогрузные суда общего назначения, предназначенные для транспортировки разнообразных товаров, материалов, изделий. Просторные грузовые трюмы, занимающие большую часть корпуса судна, и грузовые палубы (от одной на маломерных судах до двух-трех на океанских) обеспечивают достаточное пространство для размещения груза. На борту сухогрузов находятся грузоподъемные устройства (краны и стрелы), способные поднимать небольшие грузы до 10 тонн и (опционально) стрелы для работы с грузами 30-200 тонн. К этой категории можно отнести и многоцелевые суда MLP (Multi-Purpose).

Данные суда наиболее распространены, их универсальность позволяет одновременно транспортировать самые разнообразные грузы, что решает проблему загрузки грузовых отсеков на всем пути следования.

Container Ship (CON)

Контейнеровозы – узкоспециализированные суда, приспособленные для транспортировки груза в контейнерах стандартного веса и габаритов. Особенностью контейнеровозов является максимальная автоматизация, благодаря чему для эксплуатации судна достаточно небольшого экипажа.

Особенностью трюмов контейнеровозов является наличие вертикальных направляющих, на которые устанавливаются и крепятся контейнеры. Коэффициент раскрытия палуб, благодаря наличию парных и тройных люков, составляет до 85%. Понтонная конструкция крышек люков обеспечивает удобное размещение контейнеров на палубе, а отсутствие грузового устройства и сдвинутая надстройка высвобождают максимальное место для размещения контейнеров.

Log Carrier/Timber (LOG)

Лесовозы – сухогрузные суда, предназначенные для транспортировки леса-кругляка и пиломатериалов россыпью, в пакетах, в блок-пакетах. Иногда лесовозы используют в качестве балкеров для перевозки насыпных грузов (зерна, угля).

Главное конструктивное отличие лесовозов в том, что на открытой палубе судна перевозится до трети всего имеющегося груза (караван). Это предполагает особое устройство палубы для повышения прочности, отсутствие загромождающих конструкций и наличие специальных устройств для крепления – стензелей из металла или дерева, установленных вдоль борта, и поперечных найтовов.

Уложенный и закрепленный караван действует как сплошная надстройка, обеспечивающая защиту люков и тамбуров, отверстий для вентиляции, концевых переборок надстройки. Он увеличивает входящий в воду объем при крене корабля и остойчивость при больших углах крена. Поэтому надводный борт лесовозов существенно ниже, чем у других грузовых судов.

RO-RO (R/R)

Ролкеры – суда для перевозки разнообразной колесной техники (автомобилей, прицепов и полуприцепов, вагонов) способной загрузиться на борт и сойти с него самостоятельно. Это отличает RO-RO суда от LO-LO (Lift-on/Lift-off), имеющих краны в погрузке и разгрузке груза.

Встроенные в судно рампы обеспечивают удобный проезд техники на борт судна или с него. В этом RO-RO похожи на небольшие паромы, однако последние могут ходить лишь в прибрежных и речных водах и не предназначены для океанских переходов. Категория RO-RO включает несколько типов кораблей:

  • круизные паромы;
  • паромы;
  • баржи;
  • грузовые суда.

Для перевозки нового автотранспорта используется отдельная категория RO-RO – «Чистые автомобилевозы (или перевозчики грузовых авто)..

Объем груза RO-RO измеряется не в тоннах, а в единицах полос в метрах» (длина груза, умноженная на ширину линий груза и количество палуб.

Bulk Carrier (B/C)

Навалочник (балкер) – судно, приспособленное для перевозки сыпучих грузов (зерна, руды, цемента и прочего) насыпью. Используются балкеры разной грузоподъемности: от небольших однотрюмников до гигантских кораблей, способных перевозить более 360 тысяч тонн. Эта разновидность сухогруза составляет 40% торгового флота.

Навалочники бывают двух видов погрузки:

  • с собственной системой оборудования для погрузки/выгрузки;
  • зависящие от портовых грузоподъемных сооружений.

Существуют балкеры с упаковочным конвейером на борту, способные принять груз насыпом, а сгрузить его расфасованным в тару (Bulk In Bags Out – BI-BO).

По перевозимым грузам балкеры делятся на:

  • универсальные (способные транспортировать любой сыпучий груз);
  • зерновозы (выделенные в отдельную группу насыпники, специализирующиеся лишь на перевозке зерна);
  • рудовозы (отличающиеся от обычных балкеров огромными размерами);
  • цементовозы (обязательно оборудованные механическими, пневматическими или комбинированными приспособлениями для погрузки/выгрузки);;
  • нефтерудовозы (OBO), способные перевозить наливные и сыпучие грузы.

Ore/Oil Carrier (O/O)

Нефтерудовозы отличаются специфическим устройством трюмов, являясь развитием конструкции рудовоза.

Большой удельный вес руды заставляет ее рассыпаться по пайопу, занимая минимальное пространство, и смещает центр тяжести вниз. Это вызывает стремительную качку – боковая волна заставляет корпус резко раскачиваться. Такая качка приводит к расшатыванию оборудования и корпуса. Поэтому пайоп рудовоза приподнимают и устанавливают балластные танки в пространстве между переборками и бортом. Такое решение снижает стремительность качки. Данный тип кораблей не имеет собственного грузоподъемного оборудования и зависим от портовых кранов и конвейеров.

Узкая специализация нефтерудовозов обуславливает большие пробеги без груза (балластные пробеги). Поэтому для повышения устойчивости им приходится брать балласт, закачиваемый в донные и бортовые танки.

В нефтерудовозах установлены увеличенные танки, используемые для транспортировки нефти, которую перевозят в балластных для руды направлениях. Также нефтерудовозы легко переориентируются в зависимости от рыночной ситуации.

Oil/Bulk/Ore Carrier (OBO)

Нефтерудобалкеры сконструированы по аналогии с нефтерудовозами. Суда данного типа являются крупнотоннажными гигантами, способными перевозить наливные и сыпучие грузы, в зависимости от потребности и цен на транспортировку конкретного товара.

Из-за жестких природоохранных норм нефтерудобалкеры и нефтерудовозы становятся все менее популярны. Причина в необходимости очистки танков после смены содержимого с нефти на балласт и ужесточенных требованиях к балластным водам.

Tanker Product (TNP)

Данная разновидность танкера отличается меньшим водоизмещением и используется для перевозки нефтепродуктов либо пищевых продуктов (например, масла). Корпус судна разделен на несколько наливных танков и позволяет перевозить жидкие продукты. Для повышения остойчивости на судне предусмотрены продольные перегородки вдоль корпуса. Для предотвращения утечки жидкости и загрязнения окружающей среды корпуса танкеров с начала 21 века изготавливаются с двойной обшивкой.

Tanker Crude (TNC)

Нефтеналивной танкер – разновидность танкеров, отличающаяся специализацией для перевозки сырой нефти и более крупным водоизмещением.

Tanker Storage (TNS)

Танкер, используемый для хранения жидких продуктов, не являющийся отдельным типом наливных судов. Любой танкер, поставленный на якорь для длительного хранения, например, нефти, попадает в категорию TNS.

Tanker VLCC/ULCC (TNV)

В эту категорию судов попадают танкеры особо крупных размеров. Грузоподъемность «очень больших» и «ультрабольших» танкеров достигает 200-550 тысяч тонн.

Chemical Tanker (CHM)

Химовозы предназначены для транспортировки агрессивных опасных химических грузов. Грузовая система и танки таких судов изготавливаются из нержавеющей стали, химически устойчивых к содержимому материалов либо покрыты кислотостойкими материалами.

Размеры химовозов значительно меньше нефтеналивных танкеров, что вызвано спецификой грузов и ограничениями портовых терминалов.

Для повышения безопасности балластные и грузовые танки химовозов имеют водогазонепроницаемые крышки и пассивные системы гашения колебаний.

LPG/LNG Carrier (GAS)

Газовоз – специализированное судно для транспортировки природного или нефтяного газа в сжиженном состоянии в резервуарах.

В зависимости от температуры и давления состояния транспортируемого газа танкеры суда делятся на:

  • газовозы под давлением (газ перевозится при температуре окружающей среды);
  • полурефрижераторы (газ транспортируется охлажденным, сохраняя заданное значение давления, которое превышает атмосферное);
  • рефрижераторы (газ в танках охлаждается до состояний, когда его давление равно атмосферному).

Охлаждение газа обеспечивается бортовыми холодильными установками (температура может достигать -160 градусов), а разгрузка происходит на регазификационных терминалах.

Емкости для транспортировки имеют сферическую или призматическую форму.

Offshore Supply Vessel (OSV)

Категория прибрежных разнотипных вспомогательных судов, обычно задействованных в добывающей отрасли. Сюда входят кабелеукладчики, трубоукладчики, дноуглубительные суда, буровые суда и суда для добычи и хранения нефти, самоподъемные установки, сейсмические и обеспечивающие суда, якорезавозчики. Все корабли объединяет функция обслуживания добывающих и разведочных работ.

Heavy Lift Vessel (HVL)

Сухогруз, предназначенный для транспортировки нестандартных крупногабаритных тяжелых грузов. Крановое бортовое оборудование кораблей данного типа может загружать/выгружать машины и конструкции весом 1000 тонн. На HVL перевозят буровые установки, яхты, самолеты, промышленное и энергетическое оборудование.

Survey Vessel (SRV)

В эту категорию входят исследовательские суда, работающие в сфере георазведки, океанографии, геофизики, сейсмологии.

Passenger Ship (PAS)

Пассажирские суда, служащие для перевозки людей и грузов. По типу сообщения делятся на три типа.

  1. Рейсовые суда, обслуживающие регулярные линии между портами.
  2. Круизные суда, предназначенные для путешествий и отдыха. Они не имеют постоянного маршрута и курсируют между портами городов, богатых историческими памятниками.
  3. Суда местного значения, перевозящие пассажиров в прибрежных и курортных зонах.

Особенностью пассажирских судов являются развитые надстройки и большое количество палуб, что обеспечивает достаточно площади для обустройства помещений. Все палубы с пассажирскими каютами располагаются над ватерлинией, поэтому данный тип судов имеет избыточный надводный борт.

Особенность судов PAS – повышенная комфортабельность. В них предусмотрено множество общественных помещений (рестораны, бассейны, музыкальные залы). Также они оборудуются эффективной системой кондиционирования и успокоителями качки.

Такие суда имеют довольно высокую скорость – 20-30 узлов.

Для повышения безопасности пассажирские суда имеют множество отсеков, разделенных водонепроницаемыми переборками, позволяющими сохранить плавучесть при получении пробоин.

В специальных грузовых помещениях пассажирских судов перевозится багаж, почта и срочные грузы. В небольших судах местного значения такие помещения могут отсутствовать.

Reefer (RFG)

Рефрижераторы – суда, трюмы которых оборудованы холодильными установками для транспортировки скоропортящихся продуктов (рыбы, мяса, фруктов и овощей) или веществ с низкой температурой воспламенения. Эти суда также имеют возможность перевозки генеральных (несыпучих) грузов. Обычно эти грузы берутся в качестве попутного, а основным является скоропортящийся груз в холодильных трюмах.

Трюма рефрижераторов имеют несколько палуб, последовательно заполняемых во время погрузки. Суда оборудованы кранами для погрузки/выгрузки товара на причалах или для погрузки рыбы с рыболовецких судов непосредственно в море.

Сейчас специализированные рефрижераторные суда практически не производятся, их заменяют рефрижераторные контейнеры, которые перевозят контейнеровозы и сухогрузы. Контейнеры подключаются к судовой электросети и поддерживают заданную температуру в течение рейса. Их достоинством является возможность поддерживать различную температуру для разных грузов. Они могут как охлаждать, так и подогревать содержимое, не давая продуктам перемерзнуть во время перехода через полярные широты.

Livestock Carrier (LIV)

Скотовозы – корабли, приспособленные для перевозки большого количества домашнего скота. На них имеются хранилища с фуражом, вольеры для животных и эффективная вентиляционная система. Силосные бункеры – элементы сложной системы, транспортирующей корм на каждую из палуб. Для перемещения корма используются конвейерные ленты и желоба. Для облегчения погрузки взрослый скот загоняется на средние палубы (туда животных проще загнать), а молодняк – на верхние и нижние. Для скота требуется огромное количество воды, поэтому крупные скотовозы имеют на борту осмотические аппараты, опресняющие морскую воду.

Крупные скотовозы могут перевозить до 16000 голов скота.

TUG

Буксир – самоходное судно, предназначенное для перемещения других судов и плавучих сооружений. Различают несколько типов буксиров, в зависимости от назначения и способа буксировки.

Портовые буксиры отличаются от морских меньшими размерами и используются для швартовки судов, а не для перевозки на значительное расстояние. Буксиры-спасатели используются для помощи судам и буксировки в порт или док.

Буксировщики тянут транспортируемое судно за собой, буксиры-толкачи – толкают.

Важнейшей характеристикой буксира является тяга (упор) – сила, с которой он воздействует на перемещаемое судно или плавучее сооружение. Также буксиры имеют низкую посадку, несмотря на малый размер. Благодаря этому во время буксировки винты остаются под водой, даже во время буксировки высокобортных судов на коротких тросах.

Fishing Trawler (FSH)

Рыболовецкий траулер – промысловое судно, производящее лов рыбы тралом. Трюм судна оснащен морозильной камерой для заморозки и хранения улова.

Для буксировки, спуска и подъема трала используются траловые лебедки, расположенные на корме судна. Также траулеры оборудуются машинами и механизированными линиями для разделки и мойки рыбы, приготовления консервов, выработки из отходов рыбной муки и жира.

Оборудование траулеров позволяет производить лов рыбы на глубинах до 2 км.

Dredger (DRG)

Дноуглубительные суда самоходного типа, производящие выемку и удаление грунта со дна фарватеров, рейдов, каналов и водоемов для обеспечения безопасной навигации.

По способу транспортировки грунта дреджеры делятся на:

  • самоотвозные;
  • шаландовые (сгружающие грунт на грунтоотвозные шаланды);
  • рефулерные (откачивающие пульпу по грунтопроводу).

Для выемки грунта дреджеры оборудуются одно- или многоковшевыми землечерпательными или землеотсосными снарядами.

Дреджер состоит из металлического поддона с надстройкой, в которой размещены бытовые помещения, силовая установка, рабочий орган, устройство транспортировки грунта.

Дноуглубительные суда могут быть самоходного и несамоходного типа. В последнем случае они перемещаются буксирами. Дреджеры могут работать в составе дноуглубительного каравана, куда помимо буксира и дноуглубительного судна входят промерный кран, плавучий грунтопровод, грузоотвозные шаланды и др.)

Lash (LSH)

Лихтеровозы с грузоподъемным устройством, расположенным в корме (типа lash). Они перевозят грузы в плавучих контейнерах (лихтеров). Погрузка/выгрузка плавучих контейнеров осуществляется собственными грузоподъемными устройствами лихтеровоза, а расстояние между портом и судном они преодолевают при помощи буксира или буксира-толкача.

Такая система грузоперевозок позволяет работать с портами расположенными на мелководье или в устьях рек и не требует оборудования капитального причала.

Лихтеровозы системы Lash наиболее распространены, но имеет определенные недостатки эксплуатации. Транспортно-механическая система данного типа кораблей ненадежна, поэтому погрузка/выгрузка лихтеров может производиться лишь при слабом волнении. Поэтому для стоянки лихтеровоза нужна защищенная акватория.